Быт английской аристократии
И
все же основная часть музея посвящена искусству Великобритании. В так
называемых Британских галереях (2-й и 4-й этажи) экспонируются
произведения прикладного искусства ХV
- XIX веков, от времен Тюдоров до Викторианской эпохи. Здесь - макеты
вилл, гобелены, целый музыкальный салон, перевезенный в музей из
особняка ХVIII
века, зеркала, книги, посуда и большая витрина с заварочными чайниками.
Некоторые предметы - уникальны. Например, обтянутая кожей шкатулка для
письменных принадлежностей короля Генриха VIII. Мне же больше всего
запомнились две витрины. В одной из них - деревянные раскрашенные куклы в
париках из человеческих волос, в шелковых и льняных одеждах.
Оказывается, в ХVIII
веке куклы были игрушками для взрослых. В английских дворцах нередко
строились целые кукольные домики, а некоторые аристократы заказывали
кукольные изображения самих себя. Куклы в этой витрине – это «портреты»
лорда и леди Клэфам. Другая витрина посвящена пьесе «No-body and
Some-Body», написанной в 1592 году. Ее герой - толстяк по имени No-body,
буквально «лишенный тела» (ноги у него растут прямо от шеи), стал
популярнейшим персонажем аристократических забав. Спустя 100 лет
появилась целая серия его фарфоровых фигурок – с курительной трубкой или
с бокалом вина. По всем этим предметам, а их в Британских галереях
тысячи, можно реконструировать жизнь и быт английской аристократии,
прославившейся своей экстравагантностью и эксцентризмом. А в специальном
кинозале демонстрируется фильм-экскурсия по существующим и сейчас
английским усадьбам.
Колониальный стиль
Одни из самых красивых залов в V&А
- это залы восточного искусства - . индийского, корейского, китайского,
японского и арабского. Каждый из них отделан в стиле той или иной
культуры. Так, японский зал напоминает интерьер японского дома с
перегородками и ширмами, а в китайском экспозиция помещена под условными
сводами пагоды.
Мода на экзотику возникла в Англии еще в XVIII столетии, но в XIX веке - в эпоху расцвета британского колониализма - приобрела масштабы поистине огромные. Из Индии, Америки, Китая и арабских стран англичане привозили не только колониальные товары, но и многочисленные произведения местного искусства. Во многих усадьбах строились копии китайских пагод и индийских ступ, интерьеры домов украшались экзотическими предметами. Произведения искусства, привезенные английскими колониалистами,
а сейчас выставленные в залах V&А,
- это бытовые и культовые предметы, одежда, настольные игры, мебель,
ковры, оружие, украшения, книги с удивительными по красоте
иллюстрациями, и даже целый фарфоровый камин. Кстати, тем, кто особенно
заинтересуется восточной экзотикой, рекомендую после посещения V&А
отправиться в сады Кью (Kew Gardens) - один из самых больших и
старинных зоологических парков в мире. Там не только экзотические
растения (бамбуковые рощи, например), но и многочисленные сооружения в
восточных стилях, построенные еще в ХVIII
веке. Например, огромная ярко-красного цвета китайская пагода. А если
останется время, можно также отправиться на юг страны, в курортный
городок Брайтон, где до сих пор сохранился большой дворец в индийском
стиле.
Вместе с произведениями искусства, привезенными из английских колоний, в V&A оказались предметы странные, а иногда и опасные. Например, несколько коротких и вроде ничем не примечательных стрел, переданных музей из Этнографической коллекции британской Ост-Индской компании еще в 1880 году. В каталоге Этнографической коллекции было записано, что стрелы эти, возможно, отравленные. Их отправили на экспертизу - и ужаснулись результатам анализа: стрелы действительно были отравлены, причем яд их столь силен, что может действовать 1300 лет. Как выяснилось, такие стрелы часто использовались в Бирме и Малайзии для охоты - достаточно было попасть в жертву, как она почти сразу умирала (яд поражал центральную нервную систему) , при этом ее мясо было абсолютно безвредно для еды. Всего же в собрание V&A из Этнографической коллекции бывшей Ост-Индской компании было передано около 1,5 тысячи предметов.
Музей стиля и музей моды
Экспозиция
музея размещается в 145 залах, рассредоточенных на шести этажах. Музей,
надо сказать, действительно огромен - чтобы только обойти его целиком,
мне понадобилось 3 дня. Основная часть экспозиции построена по
географическому и хронологическому принципу: европейское искусство - от
Средневековья до XIX века, британское искусство, искусство Японии, Китая
и так далее. Самые же, пожалуй, интересные и запоминающиеся - так
называемые европейские залы. Хотя тем, кто привык ходить в
художественные музеи, представленная в них экспозиция может показаться
несколько странной и даже сумбурной. Взять, к примеру, зал второй
половины XVIII века. Рядом друг за другом экспонируются: платья, ружья,
кинжалы, графины, статуэтки, веера, игрушечная прялка, соусники,
подсвечники, каминные часы, скульптурные бюсты (в том числе скульптурный
портрет Екатерины Великой работы Федота Шубина), стулья, бюро,
декоративная урна, целиком украшенная бисером и полудрагоценными
камнями, живопись и рисунки. Все эти разнородные предметы, от которых
поначалу голова просто идет кругом, пусть и не сразу, но при ближайшем
рассмотрении складываются в достаточно ясную и уж, безусловно, яркую и
показательную картину эпохи - именно так воссоздаются в этом музее стиль
и образ жизни тех людей, которые жили во второй половине ХVIII
века. Отдельные и, кстати, самые большие залы - почти весь 6-й этаж -
отданы керамике. Здесь - километры стеклянных шкафов, в которых в
несколько рядов выставлены тысячи предметов - от крошечных фарфоровых
фигурок до гигантских напольных ваз. И ходить в этих залах нужно с
известной долей осторожности - некоторые экспонаты стоят не в витринах, а
прямо на полу, так что можно ненароком и наткнуться. Есть залы,
отданные стеклу, металлу, скульптуре, костюму. В тех, где выставляются
костюмы, наличествуют не только манекены, наряженные в платья разных
эпох, но и, например, монитор, по которому можно посмотреть фильм,
повествующий о зарождении моды на мини-юбки, вошедшие в нашу жизнь в
60-е годы прошлого столетия.
Каждый
из представленных здесь предметов сам по себе вполне может быть отнесен
к шедеврам, но дело в том, что в экспозиции нет установки на шедевр -
как в большинстве других музеев, например в Лувре, где «шедевральную»
картину принято отгораживать от всех других, выстраивая тем самым
определенную иерархию художественных ценностей. Здесь зрителям
показывают не отдельные, хоть и уникальные, вещи, а единое культурное
поле, в котором каждый следующий предмет дополняет предыдущий. Так, при
выходе из зала, посвященного истории костюма, как будто невзначай
натыкаешься на огромные картины Рафаэля - живописные эскизы для
гобеленов. Эти семь картин, с 1623 года принадлежащие британской
королевской фамилии (в музей они были переданы в 1865-м), считаются
одними из лучших творений Рафаэля. Но в V&А
они выставлены не столько как шедевры живописи, сколько как ранние
образцы промышленного дизайна. И ты, совершенно неожиданно для себя,
начинаешь понимать, что, с этой точки зрения, не такая уж и большая
разница между Рафаэлем и, например, Версаче, между картиной - и платьем,
между скульптурным бюстом – и кинжалом, между соусником - и стулом. И
именно такова цель V&А - музея, посвященного прежде всего истории стиля, или, если угодно, истории моды на стиль.
Компания
"Арт Колор Групп"
предлагает Вам услуги по прямой
полноцветной печати на ПВХ с высоким
разрешением, кроме того Вы сможете
заказать у нас любой вид полиграфии,
печать на
коже, изготовление и размещение
наружной рекламы, а так же демонтаж
рекламных площадей любой сложности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий