«Готы входят в Испанию»
Такая
лаконичная запись имеется в «Хрониках города Сарагосы» за 494 год.
Летописец не уточняет, о чем идет речь: о широкомасштабной военной
операции или о каком-нибудь незначительном рейде разведывательного
отряда. К тому же из более ранних источников мы знаем: вестготы уже
находились тогда в Испании по крайней мере лет восемьдесят. Возможно,
образ из книги означает просто: пришельцев в долине Эбро, где
расположена Сарагоса, становится все больше. Это и естественно — напор
франков с севера не ослабевает. Собственно, даже после полного
переселения готов за Пиренеи и оставления Тулузы они не прекращали
набегов — только после неудачной осады Сарагосы в 533 году, когда герои
нашего повествования не только отстояли город, но и обратили нападавших в
бегство, предки современных французов оставили Вестготское государство в
покое.
В Испании у новых хозяев
страны появляется три основных укрепленных центра: Мерида, Севилья и
Таррагона. В каждом восседает крупный магнат, полагающий, что именно у
него есть все основания претендовать на единоличное главенство. Так что
феодальное королевство рождается в кровавых междоусобицах. Но беда в
другом — борьба вестготских аристократов друг с другом будет слишком
долгой. Держава познает лишь короткие периоды стабильности под сильной
властью отдельных королей, у которых достанет решимости на время
обуздать чванливую знать. А в целом подковерная борьба, бесчисленные
заговоры и попытки убрать соперника при каждом удобном случае останутся
характерными для страны на все три века ее существования и, несомненно,
обусловят ее гибель.
Римский полководец и его готский телохранитель. Фото ALAMY/PHOTAS
|
Вот лишь один характерный пример: конфликт неких Агилы и
Атанагильда. В 549 году группа крупных военачальников провозгласила
королем Агилу из Мериды. Другой вождь, Атанагильд, немедленно поднял
против него восстание в Севилье и одновременно обратился за помощью к
византийцам, на короткое время захватившим тогда южные области Иберии.
Поддержка была оказана, и весьма действенная — в дальнейшем Атанагильду
придется даже силой обуздывать распоясавшихся в его владениях
наследников Римской империи. А пока гражданская война, развязанная двумя
претендентами, растягивается на несколько лет. Наконец, сторонники
Агилы, почуяв, что удача не на его стороне, приканчивают его и присягают
сопернику — Атанагильд становится хозяином государства. К его чести,
надо сказать, что правил он довольно достойно: проявлял разумную
веротерпимость (о ней подробнее — ниже), перевел двор в стратегически
удобный и политически нейтральный Толедо. С этого момента — ровно с
середины VI века — Вестготское королевство, кстати, официально именуется
Толедской монархией (под этим именем оно фигурирует и в современных
испанских учебниках). К моменту смерти Атанагильда в 567-м новая столица
даже успевает приобрести блеск и снискать признание, как чуть ли не
самый богатый город Европы. И кстати, тот факт, что король этот, не в
пример многим, скончался в своей постели, тоже красноречиво говорит о
его разумности.
Вообще, серьезной проблемой вестготского государства,
которая часто и провоцировала физическое устранение монархов, было
отсутствие закона о престолонаследии. Если государь имел сыновей, они в
принципе могли «на приоритетных правах» претендовать на отцовский
престол, но знать вполне могла предложить и иную, собственную
кандидатуру. Ясно, что такое положение создавало почву для постоянно
тлеющей смуты.
Тот же Атанагильд детей мужского пола не имел — во
всяком случае, нам о них ничего не известно. Тем не менее на сей раз
власть перешла к следующему правителю бескровно и удачно. После
некоторой неразберихи им сделался Леовигильд, полководец, который
предложил руку и сердце вдове почившего. И вот если в Вестготском
королевстве и был свой золотой век, то это, несомненно, двадцать лет его
достославного царствования.
Как все государи, оставившие о себе
великую память в феодальную эпоху, Леовигильд проявил себя смелым
завоевателем, эффективным администратором и тонким дипломатом. В
частности, с той же Византией, наследницей римской славы в глазах
многих, он всю жизнь умело поддерживал почтительно-дружеские отношения,
но при этом не допускал и намека на зависимость. Наоборот, этот король
первым отбросил варварские одежды из шкур, одинаковые для знати и
простых людей, и облачился в пурпурную мантию на манер старых
императоров. А также — и это очень важно — первым из постримских
европейских монархов осмелился чеканить собственную монету без имперских
знаков, только с собственным профилем.
Военные кампании тоже
проходили успешно и привели к заметному расширению границ королевства.
Леовигильд остался в истории чуть ли не единственным полководцем,
который успешно воевал против неукротимых васконов, предков нынешних
басков. Ну, и наконец, стремясь обеспечить трон сыновьям, Леовигильд
впервые в вестготской истории оформил право династического наследования.
Правда, этим он не ограничился, а для верности попросту вырезал
несколько знатных семей поголовно — кто, как не он, хорошо знал нравы
соотечественников и их «уважение» к законам. В общем, не щадил
Леовигильд ни себя, ни других во имя единства страны. Только в одной
важной сфере державной жизни оказался он недостаточно прозорлив — в
религиозной. Не замечая общеевропейской тенденции, король упорно
«держался» за арианство. Узнав, что его собственный отпрыск Герменегильд
перешел в католичество и поднял восстание, отец решительно атаковал
его, взял в плен и, по некоторым сведениям, велел убить в тюрьме.
Ульфила (примерно 311—383 гг.), просветитель вестготов, распространивший среди них христианство. Фото AGE-IMAGES/EAST NEWS
|
В лоне римской церкви
Леовигильд дожил до старости и
умер весной 586-го, оставив Толедское королевство единым и сильным, как
никогда. Разумеется, и в кошмаре ему не могло привидеться, что второй —
любимый — сын, наследник престола Рекаред, изменит дедовской вере. Но не
прошло и года со смерти старого короля, как специально созванный Второй
Толедский церковный собор одобрил переход к новой государственной
религии. Правитель с супругой, а также домочадцами и всей свитой
торжественно поклялся в верности Папе.
В сущности, Рекаред
преследовал ту же цель, что и Леовигильд. Просто, с его точки зрения,
католичество больше способствовало государственному сплочению и
внешнеполитическим выгодам. В наше время это назвали бы укреплением
вертикали власти: отныне не только в светской, но и в духовной жизни
вестготов появилась четкая иерархия авторитетов вместо расплывчатой
арианской системы. Неудивительно, что теперь власть и церковь так
сближаются, что делаются почти неразделимы. И парадоксально, но именно в
это время население Испании романизируется больше, чем за всю римскую
эпоху! Службы в храмах идут только на латыни, готский язык постепенно
отмирает… Но главное: все глубже проникает в сознание обитателей
Пиренейского полуострова само понятие «Испания», цельная и оформленная
культурно-исторически родина, ранее не осознанная, как таковая. «О,
Испания, священная и счастливая! Ты украшение и гордость мира... лучшее
из того, что есть на Земле!» Эти слова написаны святым Исидором
Севильским в начале VII века. Ну, а национальному государству, как
известно, требуются национальный свод законов. И он складывается, хотя и
постепенно: законы Леовигильда дополняет непримиримый борец с
мздоимством Чиндасвинто, а Ресесвинто добавляет еще сотню своих и
соединяет все это под общим названием Liber judiciorum. «Книга законов»
официально датируется 654 годом (позже ее, правда, несколько дополнят
короли Эрвигий и Эгика). В дальнейшем именно эти законы будут
регулировать жизнь в христианской части Испании — практически до конца
Реконкисты…
Казалось бы, все прекрасно. Но действительно ли так
счастлива при вестготах «священная Испания», о которой поет великий
Исидор? Если да, то как могло случиться, что под натиском арабов
Толедское королевство рухнуло в считанные дни и ни следа от него не
осталось?
Да и пока этого еще не случилось, если оглянуться
вокруг, картина довольно безрадостная. Каждый сезон крестьянские
виноградники и поля полыхают в огне — их губят вечно бьющиеся между
собой вельможи. Бедствуют озлобленные рабы — ведь вестготы полностью
сохранили римскую рабовладельческую систему. А национальные и
религиозные меньшинства? Каково им в священном королевстве?..
Тут
нельзя не описать, какой поразительной жестокостью отличались в
Вестготском королевстве гонения «инаковерующих». С момента перехода
Рекареда в католицизм начинается настоящая охота на них. Первый удар
наносится, конечно, по упорствующим в арианстве, его последователи
отстраняются от должностей, высылаются из страны.
Церковь Санта-Марияде-Кинтанилья-де-ласВиньяс. VII век, Кастилия. Фото ALAMY/PHOTAS
|
Но это не идет ни в какое сравнение с травлей, которой
подверглись евреи. Короли усмотрели страшную угрозу в том, что часть их
подданных упорно исповедует чуждую и непонятную религию. Примешалась,
естественно, и зависть. Евреи давно жили в Испании. У них были хорошие
земли и прекрасные виноградники.
В 681 году король Эрвиг и святые
отцы, заседавшие на Двенадцатом Толедском соборе, объявили охоту на
евреев открытой. Между 681 и 694 годами было принято сорок различных
документов по этому поводу. Наконец, всех нехристиан королевства обязали
креститься в течение года. Несогласных ждала публичная порка (сто
кнутов), обривание головы, вечная ссылка и конфискация имущества в
казну. Но и это еще не все. Эгика, знаменитый своими расправами также и с
беглыми рабами, удваивает наказание. По его настоянию в 694-м Собор под
номером XVII принимает решение, ведущее к полному краху израильской
диаспоры: вся она поголовно в кратчайшие сроки подлежит обращению в
рабство и распределению по благонравным католическим семьям, где за их
религиозными отправлениями наконец-то будет установлен надлежащий
надзор.
Этот последний удар так и не был нанесен — что-то
помешало. Однако, когда в 711 году арабы ступили на берега Андалусии,
все иудейские молельные дома на их пути лежали в руинах — как некий
символ безжалостного отношения вестготов к тому, что было чуждо их
принципам. Известно также, что в первые же годы халифата синагоги
отстраивались заново, а христианское население не только тому не
противилось, но и вообще не проявляло к евреям неприязни. Так что,
по-видимому, все антисемитские настроения в вестготском королевстве были
делом рук властей и не находили в народе отклика. И почти все хронисты
отмечают: евреи первыми открывали арабам ворота вестготских городов. Они
встречали мусульман как освободителей...
«Правители Вестготского королевства». Пергамент из Эскориала. Фото AGE-IMAGES/EAST NEWS
|
Ранний закат
Королевство вестготов строилось долго, а
рухнуло в один миг. Конечно, в державе этой имелись, как описано выше,
целые слои населения, ненавидевшие власть. Кроме того, сами готы
составляли, по современным оценкам, всего два процента от
романизированного населения Испании. Наконец, как раз в начале VIII века
страну посетила эпидемия чумы, и города практически обезлюдели — некому
было дать в них отпор захватчикам.
Но все же главной причиной
такого фиаско, наверное, надо считать борьбу верхушки за трон. Если в
государстве за последние тринадцать лет его существования сменяются
шесть королей, причем двоих из них убивают, в нем, как говорится, явно
«не все спокойно». Вот, скажем, маленький эпизод, иллюстрирующий нравы
эпохи. Иордан свидетельствует: король «Торисмунд заболел, и, когда ему
выпускали кровь из вены, был убит, потому что некий Аскольд, враждебный
ему, убрал у больного его оружие. Однако при помощи одной руки, которая
оставалась у него свободной, он схватил скамейку и убил несколько
человек, покушавшихся на него». Картина яркая, в комментариях не
нуждается. Если тяжелобольной монарх ни на минуту не расстается с мечом,
а приближенные исхитряются отправить его на тот свет, что называется,
при людях, то нравы при дворе оставляют желать лучшего.
Итак, у
Толедского королевства не оставалось шансов на выживание. Последним на
престол взошел Родриго (Родерих), человек, ничем не выдающийся и по
капризу истории в нее, историю, вошедший. Во многих народных романсах
поется о том, как он погубил Испанию. По легенде, король влюбился в
красавицу Каву, заманил ее к себе и обесчестил. Но Кава была не просто
красавица, а дочь коменданта Сеуты, некоего дона Хулиана (все имена в
предании, конечно, романизированы). Сеута же, крепость на африканском
берегу Гибралтарского пролива, служила воротами в Испанию. И вот, чтобы
отомстить Родриго, оскорбленный отец не нашел ничего лучше, как открыть
дорогу арабам. Они переправились на другой берег и захватили всю
Испанию.
Самое интересное, что психологически все это очень близко
к истине. Просто, вероятно, никакая Кава тут ни при чем, а вторжению
способствовала очередная усобица вестготов. Ведь по закону трон должен
был занять Агила, сын умершего короля Витицы, а знать взбунтовалась и
выбрала Родриго. В первом же и единственном до поры до времени сражении
на реке Гвадалете часть войска, состоявшая из бывших сторонников Агилы,
изменила своему предводителю. Он погиб в этом бою.
Впрочем,
некоторые современные историки утверждают, что предательства не было.
Просто Агила, вероятно, заключил с арабами договор: помогаете мне занять
отцовский престол — берете себе такие-то земли, а Родриго — долой. Ведь
такие договоры не раз заключались. С византийцами, например. Только вот
на этот раз все вышло иначе.
Роковая битва произошла 19 июля 711
года. И буквально тут же вестготы вдруг пропадают из истории, как
некогда гунны. Будто и не было их никогда. Чтобы освободить Испанию,
понадобится семь с половиной столетий...
Источник
Источник
Компания
"Арт Колор Групп"
предлагает Вам услуги по прямой
полноцветной печати на ПВХ с высоким
разрешением, кроме того Вы сможете
заказать у нас любой вид полиграфии,
печать на
коже, изготовление и размещение
наружной рекламы, а так же демонтаж
рекламных площадей любой сложности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий